Усилить контроль за перевозчиками

Николай Жук, начальник управления транспорта и связи Львовского горсовета, – о “умные” светофоры, GPS-навигаторы и недисциплинированных водителей автобусов

Николай Жук, начальник управления транспорта и связи Львовского горсовета, – о “умные” светофоры, GPS-навигаторы и недисциплинированных водителей автобусов

Посилити контроль  за перевізниками

Не прошло и года со времени введения новой транспортной схемы во Львове, а в нашем городе готовятся к еще одному ноу-хау: внедрение “умных” светофоров . Приживется ли нововведение, пока сказать трудно, поскольку не совсем приятный опыт введения новой транспортной схемы. Более того, жители Львова жалуются на то, что после 21.00 практически невозможно доехать домой, потому что водители не всегда придерживаются графика движения.

Что сегодня происходит в транспортной отрасли города и каких новшеств еще стоит ждать львовянам, “Почта” узнавала у Николая Жука, начальника управления транспорта и связи Львовского городского совета (на фото).

Автоматические светофоры в помощь

– Известно, что в городе вскоре появятся так называемые “умные” светофоры. Расскажите, пожалуйста, как они будут работать?

– Когда будет выполнен полный комплекс работ, они будут работать хорошо. У нас есть центр управления движением, который уже почти готов, но к нему не подключены еще светофоры, ибо пока прокладывают оптико-волоконную линию. Планируется, что на каждом таком светофоре будут стоять камеры, которые смогут разворачиваться на 36 градусов и которыми будет управлять оператор. Камеры через систему мониторинга будут определять количество транспортных средств, которые подъезжают к светофору и таким образом регулировать светофорный цикл, уменьшая его или удлиняя.

Например, если в каком-то месте возникает пробка, предыдущий светофор будет уменьшать цикл, чтобы уменьшить наполненность машин на дороге. Пока такие светофоры будут расположены в направлениях курсирования трамваев №2 и №6. Главная их задача – пропуск общественных транспортных средств, в частности, первоочередной проезд трамвая на перекрестке. Также “умные” светофоры помогут избежать пробок в центральной части города.

– Сколько людей в центре управления движением будут следить за этим процессом?

– Это интеллектуальная система, программный продукт. Планируется, что в нашем центре управления движением будут работать три-четыре оператора, которые будут отслеживать движение всего транспорта и два человека, которые будут следить именно за общественным транспортом, который весь будет оборудован GPS-навигаторами. Мы хотели бы также в этот центр перенести “горячую” линию города по вопросам транспорта, чтобы оператор мог дать четкий ответ, например, почему и насколько задерживается автобус.

В разных городах эта система работает по-разному. Например, в шведском городе Мельме нет работников: там заданы соответствующие параметры и система работает автоматически.

Посилити контроль  за перевізниками

– Когда же у нас заработает эта система?

– По трамвайном маршрута №2 вдоль вул. Коновальца светофоры полноценно заработают до конца октября. На улице Лычаковской есть перекресток, где еще не установлены светофоры и не подключены кабели. Думаю, там все будет готово в ноябре. Так же на улице Городоцкой.

– Идея неплохая, но скептики говорят, что когда перед внедрением новой транспортной схемы также намерения были хорошие… есть Ли какие-то факторы, которые могут помешать правильному воплощению этого замысла?

– Это должен быть один комплекс. Сейчас его у нас нет. Сейчас есть отдельные участки улиц, на которых мы будем учиться.

GPS-контроль маршруток

– На транспортных остановках можно встретить специалистов, которые настраивают GPS-навигаторы на маршрутках. На каком этапе процесс установки этих приборов?

– На автобусах установлено только 20 тестовых GPS-датчиков. В специальную программу заносятся маршруты автобусов, расписания движения и специалисты работают над привязкой остановок по географическим координатам в сеть. Мы предполагаем, что параллельно с центром управления движением во Львове будет установлено примерно 25 экранов, которые будут показывать время ожидания того или иного транспортного средства на остановке.

– Каких результатов вы ожидаете от внедрения GPS-навигаторов?

– Мы сможем четко увидеть, сколько у нас транспортных средств на маршрутах и как они выполнили график движения согласно договора. Сейчас этого мы физически не можем сделать, особенно что касается утренних и вечерних маршрутов. А самому перевозчику это даст возможность видеть или водитель действительно выполнил то количество рейсов, о которой отчитывается. Доступ к этой системе контроля будут иметь и рядовые львовяне.

– Если сейчас перевозчики игнорируют графики движения, не будут ли они так же относиться к отчетам с GPS-навигаторов?

– Теперь перевозчики будут иметь доказанные факты нарушения графиков движения. И они будут обязаны объяснить, почему не было на линии той или иной машины. Сейчас на мониторинг соблюдения интервалов движения на час-два ходят работники управления, но они не могут этим заниматься целый день.

Водители-нарушители

– Даже водители коммунальных автобусов часто не придерживаются графиков движения, но в то же время шоферы такого же коммунального электротранспорта более дисциплинированные. Почему так?

– У нас одинаковые требования. Водители электротранспорта работают годами и им съехать с маршрута в принципе невозможно. Водители АТП-1 это люди, которые некогда работали на других маршрутах. С ними также проводится работа, но она, к сожалению, требует радикальных мер.

– А почему происходит ротация автобусов, например, на маршруте 5-а, ежедневно ездят другие машины?

– Именно АТП-1 оперативно закрепляет автобусы на различных маршрутах. Но поскольку есть более и менее прибыльные маршруты, а зарплата водителей зависит от выручки, которую они сдают, то происходит плановая ротация: работая три-четыре дня на прибыльном маршруте, один день водитель ездит на менее прибыльном.

– Какая ситуация сейчас с областными перевозчиками, автобусы которых курсируют через город?

– Ситуация сложная. Есть маршруты, по которым мы пришли к консенсусу, а есть и такие, с которыми мы не имеем понимания. Наше радикальное видение: остановить их на подъезде в центральную часть города. Другой временный шаг – объезд этой части Львова. С некоторыми перевозчиками уже удалось договориться, но не со всеми. Некоторые маршруты будут сокращены ориентировочно с октября.

О электронный билет

– Какова сейчас судьба электронного билета?

– Увы… Его внедрения зависит от решения сессии городского совета, которое нам позволит создать коммунальное предприятие, 51% которого будет в собственности города, потому что это должно быть стратегическое предприятие, которое будет контролировать все финансовые потоки перевозок. Сессия должна дать на это согласие и выделить деньги в уставный фонд этого предприятия.

– Почему не удалось внедрить новую транспортную схему так, как планировалось?

– Схема вводился с расчетом на функционирование электронного билета и центра управления движением. Без системы электронного билета мы были вынуждены корректировать эту сеть, несмотря на социальное напряжение, доходы граждан, потому что не все могут осуществлять по две пересадки. Соответственно без е-билета транспортная схема стала не совсем полноценным проектом, который надо было откорректировать. Только теперь некоторые перевозчики осознают, что определенные утвержденные в январе маршруты были для них лучшими.

Обсуждение закрыто.