Эстетический хаос?

Львовские предприниматели могут монтировать вывески без каких-либо согласований. Зато горсовет и дальше контролирует их установку

Естетичний хаос?

Сегодня, чтобы повесить вывеску на фасаде львовского дома, нужно проект этой вывески согласовать в горсовете. Однако у предпринимателей возник вопрос, законно ли это согласования? Ведь в Законе “О рекламе” написано, что вывеска разрешения не требует.

Зато городские чиновники аргументируют, что вывески надо согласовывать и опираются на Закон “О местном самоуправлении” . Некоторые предприниматели также сетуют, что такие согласования с мэрией являются бюрократическими и порождают коррупцию.

Тем временем городская прокуратура отмечает, что согласование вывесок нарушает ряд законов. В частности, 7 сентября Львовский областной административный суд отменил основные пункты решения горсовета “О порядке установления вывесок во Львове”. Поэтому сейчас предприниматели могут монтировать вывески без всяких согласований, а демонтировать их коммунальщики не имеют права.

Однако, это палка на двух концах: отменив согласование, вывески на львовских домах могут вызвать эстетический хаос.

Тем временем в ратуше…

Решение “Об утверждении порядка установления вывесок во Львове” исполнительный комитет Львовского горсовета принял еще 27 июля 2011 года, руководствуясь законами “О местном самоуправлении в Украине” и “Об основах градостроительства в Украине”. Чиновники отмечают, что такой порядок есть не только во Львове.

“Закон “О рекламе” регулирует вопросы размещения рекламы. Порядок установления вывесок есть не только во Львове, он есть почти в каждом городе Украины. А, поскольку эта процедура на уровне закона не урегулирована должным образом, поэтому каждому органу самоуправления приходится это регулировать на местном уровне”, – рассказала “Почте” Инна Свистун, директор административно-технического управления городского совета.

Также собеседница возразила, что процедура согласования проекта вывески является бюрократической. “Процедура согласования вывесок простая. Всю документацию нужно подать в “Разрешительный офис” в единственное окно в городское управление архитектуры или охраны исторической среды, в зависимости от того, будет ли это помещение есть в зоне исторического ареала. Впоследствии эти документы тем или иным управлением выносятся на рабочую группу по вопросам размещения рекламы и вывесок, которая работает дважды в неделю. И рабочая группа или согласовывает проект вывески, или дает рекомендации, что нужно изменить для согласования. Теоретически этот процесс должен продолжаться до 10 дней”, – объясняет Инна Свистун.

Почему это нарушает законы?

Прокуратура города еще в прошлом году провела проверку и установила, что отдельные положения решения “О порядке установления вывесок во Львове” противоречат требованиям ряда Законов Украины. В частности Закона “О рекламе”. Поэтому прокуратура, опираясь на этот закон, в прошлом году опротестовала это решение, а этого года обратилась с заявлением в суд, чтобы это решение признали незаконным и отменили.

“В случае, когда на фасаде дома, помещение, которое занимает субъект хозяйствования, размещена вывеска с его названием, такая вывеска имеет информационный характер и не содержит призывов к приобретению товара или услуг, получения разрешения на ее размещение не требуется”, – указано в протесте, на основе Закона Украины “О рекламе”.


Чтобы получить согласование на киоски, временные сооружения, в городском совете есть 33 инстанции

“7 сентября Львовским областным административным судом был частично удовлетворен иск, а именно отменены пункты 3 и 6 о порядке получения разрешения на размещение вывески и о демонтаже самовольно установленных вывесок, то есть его основные пункты. На сегодня решение не вступило в законную силу, поскольку нашим управлением подана апелляционная жалоба, – объясняет Марта Гнатковская, главный специалист юридического управления Львовского городского совета. – Демонтировать и согласовывать вывески административно-техническое управление сегодня не может, потому что действие этого решения пока приостановлена”.

Несмотря на это, сегодня предприниматели все еще согласовывают в горсовете вывески. “Я не могу сказать, это прекращает действие решения исполкома, это компетенция городского юридического управления. Могу сказать, что предприниматели приходят на рабочую группу согласовать вывески”, – отметила Инна Свистун.

Почему нужно согласование?

В ратуше отмечают, что согласование вывесок требуется, чтобы сохранить аутентичность исторической среды и туристическую привабливівсть города.

“Согласование вывесок должно быть. Потому что если нашим предпринимателям без согласований дать возможность устанавливать вывески, то они могут быть без вкуса и неэстетичные. Особенно в центральной части города, в зоне ЮНЕСКО, установка вывесок обязательно должен соглашаться. Однако, существует бюрократическая машина Львовского городского совета и его управлений. Поэтому предпринимателям, чтобы получить согласование, надо обойти ряд комиссий.

К примеру, чтобы получить согласование на киоски, временные сооружения, в городском совете есть 33 инстанции. Это просто рекорд Украины. В отношении вывесок, не такая сложная процедура. Поэтому это неправильно, чтобы предприниматели могли устанавливать вывески без согласований”, – рассказал “Почте” Андриян Гутник, председатель депутатской комиссии архитектуры, градостроения и охраны исторической среды Львовского горсовета.

Естетичний хаос?

Зеновий Бермес, президент Ассоциации работодателей Львовщины

Борьба с вывесками во Львове продолжается уже почти два года. Есть складная экономический кризис, бизнес не выживает в условиях жесткой конкуренции и при кризисе потребительских возможностей населения. Бизнесу надо помочь, чтобы он выжил, держал работников, платил зарплату.

То, что происходит сейчас является основанием, чтобы бизнес сокращал расходы и это убивает предпринимателей в зародыше. Есть вопросы к тому, каким образом происходит согласование вывесок и часто это может носить коррупционные признаки. Вот человек получает сообщение, что его вывеска не соответствует требованиям города. Но эти вывески очень много предпринимателей уже согласовывали раньше! Тогда они отвечали требованиям, которые были ранее. А теперь заставлять бизнесменов все переоборудовать — это просто преступление.

Если изменилась политика, относительно эстетического вида города, в таком случае надо идти к бизнесу и договариваться. Если вывеска самодельная и не согласована, надо реагировать, но если она уже ранее была согласована, то бизнес можно только просить ее изменить, или переоборудовать за деньги города.

Любой город хочет выглядеть лучше и власть имеет право этого требовать и это нормально. Но во время кризиса надо уменьшать свои аппетиты.

Естетичний хаос?

Теодор Дякив, председатель правления Ассоциации налогоплательщиков Львовской области

Это системные нарушения. Хочу сразу сказать, что и Львовский городской совет и его исполнительные органы требуют много таких вещей, которые не предусмотрены Законом Украины. В частности, речь идет о вывесках.

Создана целая комиссия по этому, люди стоят в очередях. А это все субъективизм членов этой комиссии. И все это порождает коррупцию в разных формах. Поэтому городская прокуратура действуя во исполнение закона и на защиту предпринимателей, опротестовала это.

Я хочу напомнить как когда исполнительный комитет городского совета утвердил положение об эвакуации автомобилей. Трижды это положение меняли: сначала эвакуация была на основании нарушения правил дорожного движения, затем — эвакуация на основании создания чрезвычайной ситуации. И это также было незаконно, потому что коммунальщики не могли эвакуировать машины без решения комиссии по вопросам чрезвычайных ситуаций. Тогда в третий раз изменили это положение написав — эвакуация на основании нарушения правил благоустройства, что также не соответствовало законодательству.

Этот случай с эвакуацией или с вывесками — это примеры того, когда местная власть, сознательно нарушая законодательство, наносит ущерб владельцам автомобилей или владельцам коммерческих объектов, которые хотят установить вывеску.

Естетичний хаос?

Андрей Антоныщак, председатель общественной организации «Я — львовянин»

Ровно два года назад общественное объединение «Я — львовянин» подало в суд на решение исполнительного комитета, что касается вывесок. Тогда речь шла о том, что вывески, которые занимали более 1м кв. трактовались как реклама, а за нее надо платить.

Мы этот суд выиграли. Беда Львовского городского совета заключается в том, что любое решение исполкома ни с кем не согласовывают. Вот они себе так придумали и все. Прикрываясь законом «О местном самоуправлении», они, наверное, скоро перепишут Конституцию…

Я присутствовал на одной из комиссий по согласованию вывесок, потому согласовывал свои вывески заведений общественного питания. У меня есть вопрос в состав комиссии. Я не понимаю, что там делает отдел «Административно-технического управления». Каких нормальных возражений до вывесок у них нет, говорят: «Мы так не хотим и все». А почему? — «Потому что так не эстетично». Но у каждого свое видение эстетики!

Сегодня я имею вопрос не так до согласования этих вывесок, сколько в состав комиссии, которая принимает решение. Но порядок с вывесками действительно надо наводить.

Естетичний хаос?

Петр Радковец, львововед

Когда во Львове вид вывесок в значительной степени зависел от вкуса хозяина. А еще как и все на свете, зависели от денег, потому более дешевых, а дорогих — меньше.

Очень часто вывески магазинов писались просто по стенам. И писали их настолько органическими красками, что сегодня их смыть невозможно. Вывески на улицах не освещались в теперешнем понимании, потому что электричество появилось позже. Поэтому не каждый владелец магазина пытался поставить фонарь возле своего магазина, чтобы его было видно.

А еще вывески в нашем городе часто красиво художественно оформляли. Так львовские художники за свою работу над вывеской, скажем, в кафе, могли какое-то время в ней бесплатно питаться. Это было выгодно как хозяину, так и художнику.

Каких правил размещения вывесок не было. Язык, на котором они писались, зависела от выбора хозяина. Так, во времена Австро-Венгрии много вывесок было на немецком языке, хотя это было не обязательно. Но также были и на украинском и на польском.

Основное назначение вывески — реклама. Тогда такого законодательства о рекламе, как теперь, еще не придумали.

Обсуждение закрыто.